обложка : история : дискография : аудио-записи : статьи : форум : гостевая...: ресурсы : новости : связь :



bee gees. статьи о творчестве... р.шебалин, 2004г. :

роман шебалин: "кое-что из дискографии Би Джиз" (плановые рецензии)

1st - first 1st (first) - 1967.
"Би Джиз" 1st (first) написан двумя разными группами. В то время как первая - совершенно бесперспективно подражает уже "классическим Битлз" (In my own time, Please read me), вторая - вносит заметный вклад в дело "психоделик-саунд" ("Айдл рейс", "Мув" и пр.), ибо для 1967 года такие песни, как Turn of the century, Every christian lion hearted man will show you, I can't see nobody - звучат весьма свежо и оригинально.
Занятно, между прочим, и то, что первый крупный хит Би Джиз не рассказывает о девочках или чём-то подобном (что, в общем-то, характерно для современной поп-сцены)... название - New york mining desaster, 1941 - говорит само за себя.
Вообще, местами 1st (first) приятно поражает продуманностью аранжировок и серьёзностью стихотворного материана. И это - первый альбом группы! Но - тем обиднее сознавать, что рядом с изящной Holiday соседствует совершенно топорно сделанная Red chair fade away.
Итак, альбом бит-банальностей и экспериментов. Какой путь изберут для себя Би Джиз? Вырулят ли на свой собственный стиль?
На 1st (first) - есть много перспектив к движению: и Craise finton kirk royal academy of arts - одна из таких песен. Даже для 1967 года с его (уже, видимо, бессмертными) Excerpt from A Teenage Opera, Strawberry Fields Forever и т.п. - эта вещица может считаться одной из самых оригинальных песен текущего года.
Так держать, ребята!

Idea Idea - 1968.
Неужели "Би Джиз" движутся вспять? После Horizontal - от них можно было ожидать чего угодно, только не Kitty can или Indian girl and whisky dry!
И ведь нельзя сказать, что альбом плох. Просто он повторяет первый. Искусно оркестрованные номера вновь разбавлены простеньким биг-битом и скучненьким ритм-н-блюзом типа ранних "Кинкс" или "Сёрчрс".
Но как и предыдущий винил, так и многие песни на этом (Down to earth, Killburn towers) вполне могут доказать, что "Би Джиз" до сих пор умеют мыслить нетривиально и создавать своё.
Одна из песен альбома - Such a shame - написана и спета гитаристом группы В.Мелуни. И чего ради братья Гибб (постоянные авторы материала "Би Джиз") потеснились? Песня-то получилась средненькой...
Видимо, в группе проблемы, трения. Видимо, поиск своего стиля продолжается. Что ж, подождём следующей пластинки.

Odessa Odessa - 1969.
В 1969 году братья Гибб умудрились создать альбом, в каком-то смысле - совершенненно параллельный современным "Битлз", "Пинк Флойд" и т.п.
На протяжении всего альбома мы слышим классический симфо-бит, но... многие композиции Odess-ы звучат так, будто некому Чайковскому или Штраусу дали задание: написать психоделию или хотя бы рок-музыку.
Конечно, мы уже знаем вполне успешные симбиозы рока, бита и симфонической музыки. "Битлз" или "Дип Пёрпл"... Но тут - всё наоборот. "Би Джиз" двигались от симфонической музыки, от аранжировок струнными, духовыми и хорами. В итоге - если биг-бит на Odessa хоть как-то и прослушивается, то - рока там и в помине нет!
Что есть? Ощущение шестидесятиминутного полёта-путешествия. Сама первая песня Odessa (city on the black sea), о моряке потерпевшем кораблекрушение - уже задаёт правильное чувство странности происходящего... Дальше - будут и гимны, и кантри, и вальсы, и опять гимны... Венчают альбом: First of May, печальная история о рождественской ёлке (которая теперь не такая высокая, как в детстве) и - последняя из трёх инструментальных композиций The British Opera, опять же Чайковский, но уже на родуню тему "God save the Queen..."
Приятно удивляет и издание альбома Odessa - роскошный бархатный конверт. На красном фоне: только Bee Gees и Odessa.
Пока - это вершина. Стиль найдет и обозначен. Что же будет дальше?..

Cucumber Castle Cucumber Castle - 1970.
Итак, распад. Этот альбом Барри и Морис записали без Робина. Что потеряли Би Джиз? Звонкий вокал Робина - само собой. Но с Робином ушли ещё и изысканный мелодизм, и музыкальная тонкость.
При всём при этом - Cucumber Castle - на удивление сильная и даже смелая работа. Чистая акустика. Богатые (где-то даже излишне пафосные) оркестровки. Вообще, Cucumber Castle производит впечатление какого-то эпилога к прошлогодним First of May и Seven seas symphony.
Чуть выбивается из благородного саунда разбитная I.O.I.O, но... должен же альбом иметь хоть одну действительно весёлую песню.
Интересно также и серьёзное обращение братьев Гибб к христианской теме. Их The Lord - звучит как настоящий гимн, какая находка для мессионеров!
Кстати, название альбома - восходит к названию одноимённой песни из 1st (first) '67. И... нетрудно догадаться, что на альбоме Cucumber Castle нет песни Cucumber Castle!
Вот такие превратности судьбы.

To Whom It May Concern To Whom It May Concern - 1972.
Да, судя по названию альбома, братья Гибб сохранили чувство юмора. Сохранили они и свои вокально-музыкальные способности. И не только сохранили - но и вывели на новый виток развития.
To Whom It May Concern - это очень странный альбом. Полистилистка его песен просто обескураживает.
Какой-то еврейский танец (Paper Mache, Cabbages & Kings) и простенький блюз (Road To Alaska), кабацкий вальс (I Held A Party) и психоделическая баллада (Sweet Song Of Summer)...
После альбома Trafalgar (1971) такие жанровые игры могут восприниматься двояко: либо Би Джиз, наплевав на неинтересующуюся ими аудиторию, решили наконец-то записать нечто "для души", либо - в этом альбоме мы как раз и наблюдаем очередную попытку вновь обрести своего, нового, слушателя.
Но - нового ли? Не смотря на все moog-ухищрения - перед нами всё те же добрые старые Би Джиз. Всё то же изумительное трёхголосие и изысканный мелодизм. Всё те же ненавязчивые симфо-битовые оркестровки.
Однако... группа опять не знает, что делать ей дальше. Время мелодичных баллад (вроде You Know It's For You или Run To Me) проходит, и изысканностью сейчас уже никого не удивишь.
Неужели ответом на эти вопросы действительно является название альбома, - грусная попытка отшутиться от реальных проблем?..

Life In A Tin Can Life In A Tin Can - 1973.
Такого ещё не было. Восемь песен - и почти все провальны. И вновь - название само говорит за себя. Но даже самоирония не способна спасти откровенно скучный материал.
А Life In A Tin Can записан так, будто братьев Гибб вообще не интересует, слушает ли их ещё кто-либо или нет.
Существуюший (или существовавший?!) "стиль Би Джиз", тут - стерелизован, высушен, выхолощен и выставлен на показ во всей своей красе.
И если Saw A New Morning - ещё интересна (главным образом нетривиальым финалом), то South Dacota Morning или While I Play - больше напоминает "нечто под Би Джиз", чем - творчество группы братьев Гибб.
Более или менее возращает нас к "просто красивым песням" исповедальная My Life Has Been A Song, да и финал - Method To My Madeness - похож на финал альбома с лёгким намёком на концептуальность...
Мда, и песни, вроде, мелодичны, и голоса всё ещё звонки, но почему-то на сей раз блюдо получилось настолько пресным, что... что завершать эту фразу вообще не хочется...

A Kick in the Head is Worth Eight in the Pants A Kick in the Head is Worth Eight in the Pants - 1972-1974. (взгляд скозь годы)
Вот это уже садо-мазо, дарогие мои! Так жить нельзя. До чего же должны были довести группу, чтобы она, записав, сведя и подготовив альбом к выпуску - так и не издала его!..
Конечно, предыдущая работа "Би Джиз" - слов нет - чудовищна в своей незателйливости. Но - A Kick in the Head is Worth Eight in the Pants, к сожалению, да-да, именно: к сожалению, была прорывом, взлётом, о котором… "Би Джиз" предпочли забыть… Сразу и навсегда.
Сейчас этот альбом имеет пять (как минимум) пиратских переизданий, официально же - тишина. Да, несколько песен из A Kick… Би Джиз издали синглами и на сборниках (скажем, Tales of the Brothers Gibb - 1990).
Особо из таких песен стоит отметить очаровательную Elisa - одно из лучших творений и альбома, и вообще того периода. Но остались за боротом: Jesus in Heaven (психоделический маршик с мистическими стихами), Losers and Lovers (непривычно драматичная песня с цыганскими мотивами), Harry's Gate и Castles in the Air (своей мелодической мощью сравнимые с Massachusetts), а также - Dear mr. Kissinger… Ходили слухи, что наличие этой "политической песни" сыграло роковую роль в судьбе A Kick in the Head is Worth Eight in the Pants…
И ещё: это был последний альбом "Би Джиз" - в их старой, симфо-битовой манере. И вы не найдёте его в магазинах. Вот такой A Kick in the Head… получился.

Main Course Main Course - 1975.
Уже название альбома настораживало само по себе - откровенно "говорящие имена" последних 3-4 альбомов - располагали прочитывать словосочетание "Main Course" весьма неоднозначным образом…
После прослушивания двух первых песен вы случайно не снимали винил с вертушки, тупо созерцая бумажную этикетку - может, по ошибке в концерт положили диск какой-то иной группы?
О да, это были "Би Джиз"… Жёсткий пульсирующй ритм, голоса - в диапозоне от баритона до фальцета, в оркестровках - обилие синтезаторов, духовых, электрогитар с "квакушками". И даже это ещё не всё… "Би Джиз" заиграли танцевальную музыку! Группа, которая за всю свою карьеру не написала ни одного приличного рок-н-ролла или буги-вуги, - соорудила несколько бравых дискотечных хитов…
Нас не обмануло название - "Би Джиз" действительно изменились... В лучшую ли сторону? Не знаю. Время покажет.
Пока - это альбом - явный фаворит танцполов и дискотек. Первые три номера (Nights On Broadway, Jive Talkin', Wind Of Change) - способны вывести из спячки самого лютого романтика. А вот - под маршеобразную All This Making Love - вряд ли будут танцевать, скорее - смеяться, такой самоироничный показ "алкогольной проблемы" заметно оживляет и без того этот "весёленький" альбом.
Не забыты и традиции. Минималистичная (вокал, гитара, губная гармошка) Songbird звучит как воспоминание о песнях семилетней давности. А завершает альбом - как всегда - гимн. Величественная по саунду, но с совершенно беспомощными стихами, - Baby As You Turn Away…
Что ж, новым альбомом "Би Джиз" подарили всем нам несколько глотков чистого воздуха. Неужели это и есть долгожданное возрождение?

роман шебалин.
написано для сайта "rockisland - клуб любителей британской рок-музыки"
январь-май 2004 года.


обложка : история : дискография : аудио-записи : статьи : форум : гостевая...: ресурсы : новости : связь :
Сайт создан в системе uCoz