роман шебалин: "кое-что из дискографии Би Джиз" (плановые рецензии)
1st (first) - 1967.
"Би Джиз" 1st (first) написан двумя разными группами. В то время как первая - совершенно бесперспективно подражает уже "классическим Битлз" (In my own time, Please read me), вторая - вносит заметный вклад в дело "психоделик-саунд" ("Айдл рейс", "Мув" и пр.), ибо для 1967 года такие песни, как Turn of the century, Every christian lion hearted man will show you, I can't see nobody - звучат весьма свежо и оригинально.
Занятно, между прочим, и то, что первый крупный хит Би Джиз не рассказывает о девочках или чём-то подобном (что, в общем-то, характерно для современной поп-сцены)... название - New york mining desaster, 1941 - говорит само за себя.
Вообще, местами 1st (first) приятно поражает продуманностью аранжировок и серьёзностью стихотворного материана. И это - первый альбом группы! Но - тем обиднее сознавать, что рядом с изящной Holiday соседствует совершенно топорно сделанная Red chair fade away.
Итак, альбом бит-банальностей и экспериментов. Какой путь изберут для себя Би Джиз? Вырулят ли на свой собственный стиль?
На 1st (first) - есть много перспектив к движению: и Craise finton kirk royal academy of arts - одна из таких песен. Даже для 1967 года с его (уже, видимо, бессмертными) Excerpt from A Teenage Opera, Strawberry Fields Forever и т.п. - эта вещица может считаться одной из самых оригинальных песен текущего года.
Так держать, ребята!
Idea - 1968.
Неужели "Би Джиз" движутся вспять? После Horizontal - от них можно было ожидать чего угодно, только не Kitty can или Indian girl and whisky dry!
И ведь нельзя сказать, что альбом плох. Просто он повторяет первый. Искусно оркестрованные номера вновь разбавлены простеньким биг-битом и скучненьким ритм-н-блюзом типа ранних "Кинкс" или "Сёрчрс".
Но как и предыдущий винил, так и многие песни на этом (Down to earth, Killburn towers) вполне могут доказать, что "Би Джиз" до сих пор умеют мыслить нетривиально и создавать своё.
Одна из песен альбома - Such a shame - написана и спета гитаристом группы В.Мелуни. И чего ради братья Гибб (постоянные авторы материала "Би Джиз") потеснились? Песня-то получилась средненькой...
Видимо, в группе проблемы, трения. Видимо, поиск своего стиля продолжается. Что ж, подождём следующей пластинки.
Odessa - 1969.
В 1969 году братья Гибб умудрились создать альбом, в каком-то смысле - совершенненно параллельный современным "Битлз", "Пинк Флойд" и т.п.
На протяжении всего альбома мы слышим классический симфо-бит, но... многие композиции Odess-ы звучат так, будто некому Чайковскому или Штраусу дали задание: написать психоделию или хотя бы рок-музыку.
Конечно, мы уже знаем вполне успешные симбиозы рока, бита и симфонической музыки. "Битлз" или "Дип Пёрпл"... Но тут - всё наоборот. "Би Джиз" двигались от симфонической музыки, от аранжировок струнными, духовыми и хорами. В итоге - если биг-бит на Odessa хоть как-то и прослушивается, то - рока там и в помине нет!
Что есть? Ощущение шестидесятиминутного полёта-путешествия. Сама первая песня Odessa (city on the black sea), о моряке потерпевшем кораблекрушение - уже задаёт правильное чувство странности происходящего... Дальше - будут и гимны, и кантри, и вальсы, и опять гимны... Венчают альбом: First of May, печальная история о рождественской ёлке (которая теперь не такая высокая, как в детстве) и - последняя из трёх инструментальных композиций The British Opera, опять же Чайковский, но уже на родуню тему "God save the Queen..."
Приятно удивляет и издание альбома Odessa - роскошный бархатный конверт. На красном фоне: только Bee Gees и Odessa.
Пока - это вершина. Стиль найдет и обозначен. Что же будет дальше?..
Cucumber Castle - 1970.
Итак, распад. Этот альбом Барри и Морис записали без Робина. Что потеряли Би Джиз? Звонкий вокал Робина - само собой. Но с Робином ушли ещё и изысканный мелодизм, и музыкальная тонкость.
При всём при этом - Cucumber Castle - на удивление сильная и даже смелая работа. Чистая акустика. Богатые (где-то даже излишне пафосные) оркестровки. Вообще, Cucumber Castle производит впечатление какого-то эпилога к прошлогодним First of May и Seven seas symphony.
Чуть выбивается из благородного саунда разбитная I.O.I.O, но... должен же альбом иметь хоть одну действительно весёлую песню.
Интересно также и серьёзное обращение братьев Гибб к христианской теме. Их The Lord - звучит как настоящий гимн, какая находка для мессионеров!
Кстати, название альбома - восходит к названию одноимённой песни из 1st (first) '67. И... нетрудно догадаться, что на альбоме Cucumber Castle нет песни Cucumber Castle!
Вот такие превратности судьбы.
To Whom It May Concern - 1972.
Да, судя по названию альбома, братья Гибб сохранили чувство юмора. Сохранили они и свои вокально-музыкальные способности. И не только сохранили - но и вывели на новый виток развития.
To Whom It May Concern - это очень странный альбом. Полистилистка его песен просто обескураживает.
Какой-то еврейский танец (Paper Mache, Cabbages & Kings) и простенький блюз (Road To Alaska), кабацкий вальс (I Held A Party) и психоделическая баллада (Sweet Song Of Summer)...
После альбома Trafalgar (1971) такие жанровые игры могут восприниматься двояко: либо Би Джиз, наплевав на неинтересующуюся ими аудиторию, решили наконец-то записать нечто "для души", либо - в этом альбоме мы как раз и наблюдаем очередную попытку вновь обрести своего, нового, слушателя.
Но - нового ли? Не смотря на все moog-ухищрения - перед нами всё те же добрые старые Би Джиз. Всё то же изумительное трёхголосие и изысканный мелодизм. Всё те же ненавязчивые симфо-битовые оркестровки.
Однако... группа опять не знает, что делать ей дальше. Время мелодичных баллад (вроде You Know It's For You или Run To Me) проходит, и изысканностью сейчас уже никого не удивишь.
Неужели ответом на эти вопросы действительно является название альбома, - грусная попытка отшутиться от реальных проблем?..
Life In A Tin Can - 1973.
Такого ещё не было. Восемь песен - и почти все провальны. И вновь - название само говорит за себя. Но даже самоирония не способна спасти откровенно скучный материал.
А Life In A Tin Can записан так, будто братьев Гибб вообще не интересует, слушает ли их ещё кто-либо или нет.
Существуюший (или существовавший?!) "стиль Би Джиз", тут - стерелизован, высушен, выхолощен и выставлен на показ во всей своей красе.
И если Saw A New Morning - ещё интересна (главным образом нетривиальым финалом), то South Dacota Morning или While I Play - больше напоминает "нечто под Би Джиз", чем - творчество группы братьев Гибб.
Более или менее возращает нас к "просто красивым песням" исповедальная My Life Has Been A Song, да и финал - Method To My Madeness - похож на финал альбома с лёгким намёком на концептуальность...
Мда, и песни, вроде, мелодичны, и голоса всё ещё звонки, но почему-то на сей раз блюдо получилось настолько пресным, что... что завершать эту фразу вообще не хочется...
A Kick in the Head is Worth Eight in the Pants - 1972-1974.
(взгляд скозь годы)
Вот это уже садо-мазо, дарогие мои! Так жить нельзя. До чего же должны были довести группу, чтобы она, записав, сведя и подготовив альбом к выпуску - так и не издала его!..
Конечно, предыдущая работа "Би Джиз" - слов нет - чудовищна в своей незателйливости. Но - A Kick in the Head is Worth Eight in the Pants, к сожалению, да-да, именно: к сожалению, была прорывом, взлётом, о котором… "Би Джиз" предпочли забыть… Сразу и навсегда.
Сейчас этот альбом имеет пять (как минимум) пиратских переизданий, официально же - тишина. Да, несколько песен из A Kick… Би Джиз издали синглами и на сборниках (скажем, Tales of the Brothers Gibb - 1990).
Особо из таких песен стоит отметить очаровательную Elisa - одно из лучших творений и альбома, и вообще того периода. Но остались за боротом: Jesus in Heaven (психоделический маршик с мистическими стихами), Losers and Lovers (непривычно драматичная песня с цыганскими мотивами), Harry's Gate и Castles in the Air (своей мелодической мощью сравнимые с Massachusetts), а также - Dear mr. Kissinger… Ходили слухи, что наличие этой "политической песни" сыграло роковую роль в судьбе A Kick in the Head is Worth Eight in the Pants…
И ещё: это был последний альбом "Би Джиз" - в их старой, симфо-битовой манере. И вы не найдёте его в магазинах. Вот такой A Kick in the Head… получился.
Main Course - 1975.
Уже название альбома настораживало само по себе - откровенно "говорящие имена"
последних 3-4 альбомов - располагали прочитывать словосочетание "Main Course" весьма неоднозначным образом…
После прослушивания двух первых песен вы случайно не снимали винил с вертушки, тупо созерцая бумажную этикетку - может, по ошибке в концерт положили диск какой-то иной группы?
О да, это были "Би Джиз"… Жёсткий пульсирующй ритм, голоса - в диапозоне от баритона до фальцета, в оркестровках - обилие синтезаторов, духовых, электрогитар с "квакушками". И даже это ещё не всё… "Би Джиз" заиграли танцевальную музыку! Группа, которая за всю свою карьеру не написала ни одного приличного рок-н-ролла или буги-вуги, - соорудила несколько бравых дискотечных хитов…
Нас не обмануло название - "Би Джиз" действительно изменились... В лучшую ли сторону? Не знаю. Время покажет.
Пока - это альбом - явный фаворит танцполов и дискотек. Первые три номера (Nights On Broadway, Jive Talkin', Wind Of Change) - способны вывести из спячки самого лютого романтика. А вот - под маршеобразную All This Making Love - вряд ли будут танцевать, скорее - смеяться, такой самоироничный показ "алкогольной проблемы" заметно оживляет и без того этот "весёленький" альбом.
Не забыты и традиции. Минималистичная (вокал, гитара, губная гармошка) Songbird звучит как воспоминание о песнях семилетней давности. А завершает альбом - как всегда - гимн. Величественная по саунду, но с совершенно беспомощными стихами, - Baby As You Turn Away…
Что ж, новым альбомом "Би Джиз" подарили всем нам несколько глотков чистого воздуха. Неужели это и есть долгожданное возрождение?
роман шебалин.
написано для сайта "rockisland - клуб любителей британской рок-музыки"
январь-май 2004 года.
|