"Би Джиз" - 40 лет музыки.
Я с детства жил в окружении пластинок: тут были и классика, и джаз, и бит, и рок... Занятно получилось, что из всех тех дисков - мои фантазию и воображение занял лишь один - "Би Джиз" "Horizontal". У него были достойные конкуренты - от Бетховена до "Кинкс", но...
Мне тогда шёл седьмой или восьмой год... Примерно с тех лет я и запомнил: "Би Джиз".
Позже, уже в начале 80-ых, я стоял в очереди на Калининском за вожделенным "Spirits having flown", выпущенном фирмой "Мелодия", без купюр, с оригинальной обложкой!.. (И это - был уже второй альбом "Би Джиз" вышедший в нашей стране. Чуть раньше, в 1977 году "Мелодия" издала их альбом 1975 года - "Main course".)
А дальше… дальше - а взрослел. Но куда бы ни уводила меня моя "меломания" - неизменно я возвращался к "Би Джиз" "Horizontal".
Когда я впервые начал более или менее серьёзно общаться с Интернетом, одна из первых мыслей была: как там насчёт русского сайта "Би Джиз"? И я очень удивился, когда понял: такого сайта нет. Собственно, с этой мысли и начался - мой русский сайт Би Джиз. Начался - как своеобразная "борьба с несправедливостью". Дело в том, что "Русский сайт Би Джиз" - в итоге - оказался не единственным моим сайтом. В рамках собственной программы "Студия Серый Клан" - я задумал небольшую серию сайтов, которые могли бы чуть информативно помочь некоторым русским меломанам.
В общем-то, - которые могли бы помочь "мне". Не тому мне, который делает эти сайты, а тому - кто вот так придёт в Интернет - и - не найдёт там ничего про "Би Джиз" на русском языке. Т..е. - уже, конечно, найдет. Вслед за "Би Джиз" были сделаны русские сайты Марка Вирца (и альбома "Teenage opera"), Фабрицио де Андре, отечественных групп "Диалог", "Тамбурин"….
Итак, "Би Джиз"…
Вот теперь я понимаю, - нет ничего удивительного в том, что "Би Джиз" мне до сих пор не надоели…
Их музыка… Впрочем, сейчас попробую объяснить…
Начну с того, что вокруг "Би Джиз" - их заслоняя - склубилось множесто мифов-стереотипов - один смешнее другого.
Мол, "Би Джиз" - австралийцы. (На самом деле братья Гибб родились на острове Мэн у берегов Британии, там же они и начали группу; а в Австралию семья Гиббов перебралась позже, в 1958. Но уже в 1967 - Барри, Робин и Морис вернулись обратно в Британию).
…Или что "Би Джиз" - диско-группа. (Тоже - неверно. "Би Джиз" записали в общей сложности 3 диско-альбома, 2 из которых - саундтреки, где "Би Джиз" были представлены лишь несколькими песнями.)
…Или: "Би Джиз" кастраты или/и голубые. (Это вообще - бред, все трое - замечательные семьянины, бережно хранящие традиции славного рода Гиббов.)
Среди многих прочих групп 60-ых годов - "Би Джиз" всегда стояли особняком. Начав с "битловского" биг-бита, уже к 1967-68 они нашли свой неповторимый полу-акустический стиль, и впрямь - весьма необычный для музыкальной картины того времени.
В сущности, это был всё тот же биг-бит, но только - специфически аранжированный симфоническим оркестром. Причём оркестр выполнял не вспомогательные, "аккомпанементные", функции, но - служил базисным элементом музыкальной структуры песен. То, что для многих групп того времени ("Битлз", "Кинкс", "Айдл Рейс") было лишь "фишкой", редкой находкой, - "Би Джиз" сделали собственным оригинальным саундом.
Занятно: именно с тех лет, когда "Битлз" отказались играть концерты, мотивируя это тем, что "сложно вытащить на сцену весь оркестр", - "Би Джиз" стали концертировать именно - с "живым" симфоническим оркестром.
Такие же альбомы, как - "Horizontal" (1968), "Odessa" (1969), "Trafalgar" (1971) - звучали так, будто П.Чайковскому или И.Штраусу дали задание: написать психоделию или хотя бы рок-музыку. ("First of May", "Seven seas symphony" и т.д.)
Конечно, к началу 70-ых - многие неплохие рок-группы, вволю наигравшись с "симфоническими фишками" создавали весьма интересные музыкальные произведения на симбиозе рока, бита и симфонической музыки. "Э.Л.П.", "Дип Пёрпл", "Пинк Флойд" и т.п.
Но тут всё произошло наоборот. "Би Джиз" двинулись именно от симфонической музыки, от аранжировок струнными, духовыми и хорами. В итоге - если биг-бит на альбоме "Odessa" хоть как-то и прослушивается, то - "рока" там и в помине нет!
Важно ещё и другое: "Би Джиз" не были агрессивной группой; ни в музыке, ни в манере поведения - не наблюдалось ничего такого, что могло бы пробуждать негативные, "грязные" эмоции у слушателя. И уже за это - на мой взгляд - такая группа достойна уважения… Тем более - возникшая в те времена, когда "в топе" была весьма и весьма агрессивная музыка.
Кстати сказать, и большинство стихов песен "Би Джиз" отличалось этой странной строгостью. Братья Гибб пели о проблемах жизни и смерти, веры, человечности. Далеко за примером ходить не надо - их первый крупный хит - "New york mining desaster, 1941" - действительно очень серьёзная песня.
Потом были и "Sincere relation" (1970), и "Farmer ferdinand hudson" (1970) - истории о "маленьких людях", об их "маленьких" трагедиях…
George was born somewhere inside London town
Working as he grew for that extra pound.
Respected by all he married and made a home.
To give his children more then he had known.
But then he died with out an explanation.
He never lied , a very sincere relation…
Years before a fire sent him in the street.
It took him months of work to make ends meet.
But then he died without and explanation.
He never lied , a very sincere relation .
Джордж родился на одной из улиц Лондона,
работал с детства, чтобы скопить лишний фунт.
Уважаемый всеми, он женился и обзавёлся домом.
Чтобы дать детям больше, чем он знал...
А потом он умер, не говоря ни слова.
Он никогда не лгал, был очень искренен...
Много лет назад после пожара он остался на улице.
Ему понадобились месяцы работы, чтобы снова встать на ноги...
А потом он умер, не говоря ни слова.
Он никогда не лгал, был очень искренен...
Робин и Морис Гибб "Sincere relation" ( "2 years on", 1970).
И - величественный "Israel" (1971)…
You've had your troubles Israel,
I've seen them all.
But you put the writing on the wall,
Israel, Israel...
<...>
I like the smiles up on your people's faces,
They make you feel warm embraces,
And I want that kind of smile,
that kind of smile.
Israel you make the whole world think about you...
Ты много испытал, Израиль,
Я видел...
Ты написал это на Стене.
Израиль, Израиль!..
<...>
Я люблю, когда твой народ улыбается,
Как будто они дружески обнимают тебя.
И я хотел бы иметь такую же улыбку...
Израиль, ты заставил весь мир думать о тебе
Барри Гибб, "Israel". ("Trafalgar", 1971)
Многие песни "Би Джиз" звучали как настоящие религиозные гимны - "Black diamond" (1969), "The Lord" (1970), "Lord bless all" (1970), "Jesus in Heaven" (1973)…
Lord bless all. Lord let all be blessed…
And when you sleep . London streets are silent…
All the world is full of song.
And when you have woken , after dawn has broken,
Snow filled fens will vaguely fill your eyes.
You'll be guided by good will.
Господь благославляет всё. Благословенно всё по воле Господа.
И когда ты спишь... Тихи улицы Лондона...
Весь мир наполнен музыкой.
А когда ты проснёшься на рассвете -
Ты увидишь, как всё замело снегом,
Благая воля поведёт тебя...
Робин Гибб, "Lord bless all" ("Robin's Reign", 1970)
…Так - с переменными успехами группа просуществовала до 1974 года. Итог такого существования - забвение. Опять же - ничего удивительного. То, чем "Би Джиз" могли привлечь внимание публики в конце 60-ых, - к середине 70-ых стало неактуальным, да и вообще - оскорбительным для аудитории. Свой последний альбом в симфо-битовый манере "A kick in the head is worth eight in the pants" - "Би Джиз" так до сих пор и не выпустили. В 1973 году им пришлось распродавать собственные автомашины… какой уж там выпуск альбома!
Пожалуй, стихи песни "I Started a Joke" могли бы вполне проиллюстрировать такую нелепую ситуацию…
I started a joke, which started the whole world crying,
but I didn't see that the joke was on me, oh no.
I started to cry, which started the whole world laughing,
oh, if I'd only seen that the joke was on me.
I looked at the skies, running my hands over my eyes,
and I fell out of bed, hurting my head from things that I'd said.
Til I finally died, which started the whole world living,
oh, if I'd only seen that the joke was on me.
Я хотел их развеселить, а они заплакали.
И я не видел, что они смеются надо мной.
Я заплакал, а они все стали смеяться,
О если бы я только знал, что смеются они надо мной.
Я смотрел в небеса, прикрывая глаза руками,
И я упал с кровати, ужасаясь тому, что я сказал.
Пока я наконец не умер, чтобы целый мир мог жить.
О если б я только знал, что они смеялись надо мной.
Барри, Робин, Морис Гибб, "I started a joke" ("Idea", 1968)
Это - ещё 1967 год… Что и говорить - "Би Джиз" всегда отличало умение видеть мир несколько в печальном свете.
Но… Всякая ли группа может похвастаться умением перерождаться? "Би Джиз" вставали из пепла трижды. После кошмара 1972-74г.г. - они уже в середине 70-ых стали авторами очередной порции мировых хитов - Jive Talkin' и приснопамятного диско-супер-шлягера "You should be dancing". (Особенно известного по фильму "Лихорадка субботнего вечера".) Диско-время "Би Джиз" длилось не так долго - в начале 80-ых группа на несколько лет распалась, но - в 1987 году они собрались снова - и совместное творчество продолжилось. Конечно, в 80-ые годы - они уже вряд ли могли именоваться "новаторами" или "стоящими особняком". Но - мелодизм, умение петь и аранжировать свои песни - остались при них.
Последний решительный рывок "Би Джиз" сделали совсем недавно. Начиная с 1997 года - с альбома "Still waters" - концертные туры шли одни за другим, выходили сборники, был снят документальный фильм "Кипэл Роуд"… Пиком всей этой, что и говорить - приятной! - шумихи стал новый альбом 2001 года с странно итоговым названием - "This is where I came in".
Теперь, когда я понимаю, что этот альбом - оказался действительно последним альбомом, - замирает сердце… Никакой мистики… просто - название последнего альбома.
В январе 2003 года в результате неудачной операции - умирает Морис Гибб.
Что стало с "Би Джиз"? Ходили разные слухи, но… Вряд ли "Би Джиз" возродится после такого - вряд ли им теперь надо возрождаться - группа трёх братьев навсегда останется группой только трёх братьев.
We are children of the world - watching every day go by
Changes my life, changes your life - keeps us all anticipating
We are searchers of the truth, every man's a boy deep down
Gotta say it how you mean it - there ain't no easy way
Like a bird in the wind, like a tree in the storm
Like the breath of a child from the moment he's born
To the very last day when the curtains are drawn
We are children of the world - asking every question why
From arrival to survival - just to make it worth the waiting
We are faces in the night - watching every day go by
Changes my life, changes your life - there ain't no easy way
Мы - дети мира, - смотрим, как проходят дни,
Изменяя нашу жизнь, держа нас в ожидании...
Мы - искатели истины... Каждый человек - ребёнок в душе.
И мы знаем, что лёгких путей нет...
Как птица на ветру, как дерево в буре,
Как дыхание ребёнка, когда он только родился,
До самого последнего дня, когда занавес опускается, -
Мы - дети Мира, - всё время спрашиваем: почему?
От рождения до смерти, - чтобы наполнить ожидание смыслом.
Мы - лица в ночи - смотрим, как проходят дни,
Изменяя наши жизни... И нет лёгких путей...
Барри, Робин, Морис Гибб "Children of the World" ("Children of the World", 1976)
роман шебалин.
подстрочники стихов песен - в переводе н.монгрова.
написано для журнала "нашли". 2004. - N*4. 114.
весна 2004 года.
|