The Bee Gees - братья, которые не боятся XXI века.
Семейный подряд - дело, конечно, интересное. А зачастую и прибыльное. Что же касается мира шоу-бизнеса - иногда очень прибыльное. Если обратиться к истории, можно выделить сразу несколько успешно функционировавших в прошлом и действующих поныне семейных кооперативов: The Osmonds, Jackson 5 (правда, распавшиеся на несколько самостоятельных единиц, среди которых процветают только два ИЧП - Джанет и Большой Друг Детишек Всего Мира - Майкл), Van Halen, Heart, Kinks, AC-DC, The Beach Boys и, безусловно, феномен последних пяти-семи лет - Oasis. И все-таки англо-австралийцы Bee Gees стоят в этом ряду особняком. Причин тому несколько. Во-первых, стаж пребывания в передовиках у этой группы исчисляется уже более чем тридцатью годами - страшно подумать, но они организовались раньше чем The Rolling Stones! Во-вторых, в конце семидесятых "жужжащие пчелы" - так, по-дурацки, переводили в нашем отечестве простое название "Братья Гибб" - олицетворяли собой наступление новой эры "диско", за которой, казалось, будущее поп-музыки. И в-третьих, несмотря на накопленную за долгие годы выступлений усталость, группа продолжает периодически выпускать достаточно симпатичные и приятные во всех отношениях альбомы. На многое эти творения не претендуют, но своего слушателя находят всегда. А это, согласитесь, немало. Место рождения группы имени братьев Гибб - а ядро группы составляют три брата, Робин, Морис и Барри, - австралийский город Брисбейн, куда эмигрировали из Великобритании их родители. Первое название The Gibbs принадлежало чисто вокальной группе, где ведущую роль играл старший из братьев Барри, а младшие - близнецы Морис и Робин - были на подпевках.
Стиль группы в то время оригинальностью не отличался и, скорее, соответствовал поп- и биг-бит-мэйнстриму начала 60-х. Что обращало на себя внимание, так это блистательное и очень гармоничное многоголосие. За группу ухватилось несколько местных "раскрутчиков", но добиться успеха в далекой от основных маршрутов поп-звезд Австралии было делом почти безнадежным, и все же братья сумели выпустить два долгоиграющих альбомов и несколько синглов. Переезд, а точнее возвращение в Англию, было ознаменовано в первую очередь подписание контракта с австралийским - надо же было так далеко ехать! - антрепренером Робертом Стигвудом, который имел солидный опыт работы с такого рода коллективами и прекрасно ориентировался на рынке. Он решил не вносить изменений в сложившийся стиль семейства - напротив, Стигвуд делал все, чтобы как можно эффектнее акцентировать его. Для этого трио было преобразовано в квинтет путем введения в состав двух опытных инструменталистов. Однако братья по-прежнему держали творческий процесс под своим контролем - все песни группы писали исключительно они сами, и наотрез отказывались пользоваться каким-либо "посторонним" материалом. И тем не менее опытные аранжировщики им все же понадобились. В результате The Bee Gees выпускают серию интересных хит-синглов, которые на протяжении 1967-1969 годов покорили слушателей по обе стороны Атлантики и принесли братьям заслуженную славу.
Единственным недостатком - с точки зрения Стигвуда - была нелюбовь братьев к гастрольным поездкам: как не любили они это дело в 60-е, так и не любят в конце 90-х.
Первый кризис наступил в начале 1969 года, когда Робин начал довольно успешную сольную карьеру - это привело к дрязгам и противостоянию остальных музыкантов, и в результате Bee Gees распались. К счастью, распад оказался всего лишь "полураспадом" - очень скоро ценой титанических усилий Стигвуд сумел вернуть Робина, и с тех пор формат группы в виде трио уже не менялся. Братья вновь приступили к совместной работе - последовала новая серия мелодичных и запоминающихся хитов, среди которых выделялась композиция "Lonely Days, Lonely Nights". Популярность группы заметно выросла, каждая пластинка попадала в Тор-10, а синглы в Тор-5.
К середине семидесятых Bee Gees приобрели статус одной из ведущих групп поп-рока - стиля, который следовало скорее относить к эстраде. Надо отдать должное семейству - братья Гибб не собирались почивать на лаврах и продолжали интенсивный творческий поиск. Поскольку все они большую часть времени проводили в Америке, где каждый прикупил себе недвижимость, вполне естественным было обращение к некоторым направлениям американской, а точнее - негритянской музыки. Именно тогда с группой произошла решающая метаморфоза, благодаря которой несколько лет спустя The Bee Gees вознеслись на вершину мировой славы.
Начали The Bee Gees с эффектнейшего сингла "Jive Talkin'", сработанного в классических традициях соул. Выпущенный несколько позже альбом "Main Course" практически весь был выдержан в этом ключе. Решение на столь радикальные изменения стиля было тем более верным, что вокальные возможности братьев идеально соответствовали канонам "черной" музыки. От соул просто напрашивался переход к диско, тем более что культура диско, начиная с середины 70-х годов, полностью овладела умами молодого поколения, а хард-рок, казалось, был списан в утиль.
Поистине звездным часом группы стали съемки в ставшем вскоре культовым диско-фильме "Лихорадка субботнего вечера" (кстати, именно с этого фильма началась карьера Джона Траволты). Учитывая, что сегодняшние читатели "Ровесника", скорее всего, не видели этот фильм, коротко напомню, о чем идет речь. Ничем не примечательный молодой человек (Траволта) работает посудомойщиком и живет также незаметно. И вдруг в один субботний вечер он преображается - герой решается отправиться в модную нью-йоркскую дискотеку "Zoo", где превращается в прекрасного танцующего принца (чем не Золушка в мужском варианте!). Публика, а особенно длинноногие красотки, - в полном отпаде! В конечном итоге все завершается хэппи-эндом, где к услугам героя успех, слава, и конечно же, любовь. Сюжет незамысловатый, но главным героем фильма оказалась музыка, которую написали и исполнили братья Гибб. Саундтрек был просто нашпигован отменными танцевальными хитами - неудивительно, что тиражи диска немедленно рванулись вверх.
1978 год приносит второй фильм, вновь ставший блокбастером в молодежной аудитории, - "Grease". И снова в главной роил кумир подростков тех лет - Джон Траволта. Правда, на этот раз в дуэте с австралийской певицей Оливией Ньютон-Джон. В этой картине нашел отражение другой "бзик" Америки конца семидесятых - стиль ретро. The Bee Gees не столь существенно участвовали в создании саундтрека, написав всего одну песню. Зато в третьем своем фильме - "Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band" - братья играли главные роли вместе с невероятно популярным тогда рок-музыкантом Питером Фрэмптоном. Тем, кому название фильма кажется подозрительно знакомым, сообщаю, что именно в 1978 и 1979 годах произошел выброс очередного протуберанца "битломании", и на волне этого интереса Стигвуд снял фильма на актуальную, так сказать, тему. В картине неизвестная группа (Фрэмптон ее лидер) добивается сказочного успеха, исполняя песни The Beatles. Задействованные в фильме Элис Купер, Aerosmith, Earth Wind & Fire и Билли Престон тоже вовсю "битломанят", инетерпетируя нетленные песни "Великолепной четверки". При этом в фильме нет обычных для кинематографа диалогов героев - они общаются посредством текстов песен "битлов". Надо сказать, что успех фильма (ныне доступен в формате VHS) и саундтрека к нему был грандиозным. Затмившим даже "Лихорадку субботнего вечера". The Bee Gees становятся музыкальным символом десятилетия, закрепляя этот титул выразительнейшим альбомом "Spirits Having Flown". Увы, но вскоре прекрасной сказке наступил конец: на смену казавшемуся вечным диско пришла жесткая и прагматичная "новая волна", а затем - возродившийся в виде "хэви металл" тяжелый рок. Спрос на пластинки группы резко пошел вниз. Дело не спасали даже многочисленные побочные разовые проекты братьев - с Барброй Стрейзанд, Крисом Кристоферсоном, Майклом Джексоном. И хотя музыка группы по-прежнему доставляла удовольствие и производила очень приятное впечатление, казалось, получать это удовольствие больше никому не хочется.
Блеклые восьмидесятые также вяло и незаметно перетекли в девяностые - семья Гибб перешла на стандартный график давно уже потухших звезд: один альбом в три-четыре года, пара синглов, скромное турне. Впрочем, свое имя в историю они уже вписали, и теперь могут предложить другим попытаться сделать то же самое и хотя бы приблизиться к достижениям The Bee Gees второй половины 70-х. Им XXI век не страшен.
опубликовано в журнале "ровестник". №6 (444) 1999.
|