обложка : история : дискография : аудио-записи : статьи : форум : гостевая...: ресурсы : новости : связь :



bee gees. статьи о творчестве... а.троицкий. 1977г. :
Би Джиз. (рубрика "звёзды зарубежной эстрады"):


В прошлом году трио "Би Джиз" приняло из рук "АББА" эстафету самой доходной группы в мире. Но если "АББА" взорвалась в мире шоу-бизнеса подобно сверхновой звезде, то "путь наверх" у братьев Джибб - Барри, Робина и Мориса - был очень долгим и порой зигзагообразным. Начали они выступать в родной Австралии еще в 1959 году - как детский вокальный ансамбль. Там же в 1964 году вышла их первая пластинка. Затем братья переезжают в Англию, и на 1967-1968 годы приходится первый взлет их карьеры: несколько пластинок боевиков, репутация лучшей в мире эстрадной вокальной группы и даже титул "преемников "Битлз". Все это продолжалось недолго. В 1969 году Робин Джибб решает сделать сольную карьеру, и трио распадается. Однако в качестве солиста успех Робина был скромен. Он возвращается в братьям - "Би Джиз" воссоединяются. Джиббы отказываются от услуг ударника Колина Петерсена (гитарист Винс Мелоуни ушел от них раньше) и продолжают выступать уже только втроем. В дальнейшем, несмотря на регулярный выход пластинок, популярность "Би Джиз", падает. Братья переезжают в США. И к 1974-му году о трио уже почти не вспоминали. Его пасторальная музыка, построенная на сложном многоголосном пении, почти оперной виртуозности и гармониях времен биг-бита, представлялись поклонникам современной рок-музыки анахронизмом.
Но вот у "Би Джиз" появился деловой поводырь в лице менеджера Роберта Стигвуда. Под его руководством братья резко меняют ориентиры. В 1975 году в свет выходит их новая пластинка под символическим названием "Главный курс", определившая новое направление ансамбля. Этим направлением стала танцевальная музыка "диско". Названный стиль возник на основе негритянского "соул", и до вторжения "Би Джиз" исполнение его было прерогативой темнокожих исполнителей. Джиббы ничего не стали менять в схеме: они сами очень умело приспособились, стилизовались под манеру вокальных соул-ансамблей ("Темптэйшнз", "Стайлистикс", "Фоур топс"). Соответственно коренным образом была изменена и музыка. Хоровую вязь и мелодии а ля "Сержант Пеппер" (знаменитый альбом ансамбля "Битлз") заменили пульсирующий ритм ударных, поквакивающие гитары, оркестровые риффы.
Высокий профессионализм и удачные рекламные операции Стигвуда быстро выделили " Би Джиз" среди прочих диско -ансамблей. Уже первая песня "по новой формуле" - "Пустые разговоры" - стала боевиком. За ней последовали другие.
В музыку диско - как это всегда бывает на Западе с модными и "денежными" течениями - сразу ринулась масса музыкантов и певцов. Подавляющее большинство их, пережив период славы и популярности, спустя год-два исчезало (вспомним Барри Уайта, "Силвер Конвеншн", Глорию Гейнор). Это не удивительно, ибо музыкальная структура диско настолько примитивна и однозначна, что большинство танцевальных шлягеров удается отличить друг от друга исключительно благодаря ухищрениям аранжировщиков. В такой ситуации - топтания толпы на крохотном пятачке - особую ценность приобретает талант писать рудиментальные мини -мелодии, достаточно броские и характерные и в то же время умещающиеся в прокрустово ложе диско-формы. Барри Джибб и его младшие братья настолько преуспели в это делании мелодий, что снабжают песнями многих диско-артистов (в основном из "Организации Роберта Стигвуда").
Другая особенность Джиббов как авторов - относительная небанальность текстов многих их песен. Конечно, в них нет никаких поэтических откровений. Но все же здесь перед нами предстают нормальные человеческие слова и чувства, что выгодно отличает их от навязчивого сексуального бреда диско-боевиков.
Танцевальные произведения "Би Джиз" в исполнении разных групп ж солистов (не исключая и их самих) стали основой мюзикла "Лихорадка субботнего вечера". Одна из последних ролей братьев - в шоу по мотивам альбома "Битлз" "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера", где они адаптируют песни своих бывших учителей.
Лично на меня "Би Джиз", особенно в их новом проявлении, не производят большого впечатления. В подтверждении этого обращусь к диску "Главный курс", выпущенному в прошлом году фирмой "Мелодия". Во-первых, при знакомстве с пластинкой создается впечатление, что слышал это уже много раз... Одни мелодические цитаты имеют конкретный адрес, другие "общие места" настолько заштампованы, что оригинал просто невозможно определить. Во-вторых, само исполнение (хотя и чистое, и профессиональное) какое-то расслабленное. Даже быстрые, ритмичные вещи слушаются с некоторой скукой. От этой исполнительской манеры страдают даже явно удачные композиции. Так, "Вечера на Бродвее" были "перепеты" певицей Кэнди Стейтон и ее версия прозвучала намного ярче оригинала "Би Джиз".
И все же боюсь выносить приговор "Би Джиз" как пустому коммерческому ансамблю - уж очень их любят... Может быть, в них все-таки "что-то есть"? Жаль, что я не вижу...

опубликовано в журнале "музыкальная жизнь". - 1977. - 8.


обложка : история : дискография : аудио-записи : статьи : форум : гостевая...: ресурсы : новости : связь :
Реклама от Яндекс